Интерактивизация контента учебников за счет функционала интерактивных досок на подобии ЭФУ (Электронных +форм учебников)

04.12.2018

Пояснительная записка

В XXI в. перечень средств наглядности значительно расширился. В арсенале учителя теперь не только рисунки и плакаты. Современные компьютерные технологии позволяют показать процессы и явления, совершить виртуальное путешествие во времени и в пространстве, получить разнообразные навыки, сформировав собственную траекторию обучения.

Ни для кого не секрет, что многими учителями интерактивные доски применяются лишь в качестве обычного экрана для демонстрации изображений, видеофайлов или презентаций, которые содержат эти мультимедийные объекты. При таком использовании не совсем понятно: а зачем же нам именно дорогая интерактивная доска? И в чем заключается "интерактивность"? Ведь презентации фактически можно демонстрировать, используя обычный ватман и маркеры, а видео показывать на обычном телевизоре.

Линия УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. "Rainbow English имеет электронную форму учебника (ЭФУ), работая с которой, учитель получает в свое распоряжение новый и очень удобный инструментарий, которого ранее не было в его арсенале.  ЭФУ повторяют соответствующие печатные издания, они несомненно удобны для педагогов, работающих по данному УМК. Но к сожалению ЭФУ платны, и использование их в плохо оснащенных сельских школах, проблематично.

В данной методической разработке, я хочу затронуть вопрос о применении интерактивных методов обучения позволяющих сделать образовательный процесс насыщенным, ярким, творческим. На примере одного урока, попытаться продемонстрировать основные способы использования интерактивных функций досок для "оживления", интерактивизации учебника, как это реализовано в официальном ЭФУ авторов УМК, но используя функционал интерактивных досок доступный бесплатно.

 Актуальность темы обусловлена необходимостью организации учебных занятий в соответствии с ФГОС и требованием времени.

К.Д. Ушинский  писал "Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет". Не секрет что в сфере интересов ученика 21 века компьютерные технологии занимают немалое место. Использование интерактивной методики в преподавании может сильно помочь сельскому учителю в решении одной из основных проблем обучения- отсутствие мотивации к изучению предмета.

Часто от родителей детей приходится слышать: «Русский язык для наших детей как иностранный, для чего им нужен еще и английский, где он понадобится людям, живущим высоко в горах». Находясь в такой ситуации, когда не работает принцип «учитель должен научить ученика учиться, а остальное он должен сделать сам» преподаватель вынужден искать что-то, что поможет ему сделать урок более интересным, что, в свою очередь, естественным образом поможет устранить этот барьер немотивированности учеников к изучению иностранного языка.

Основные способы использования интерактивных функций, а также функции специализированного программного обеспечения, поставляемого вместе с досками, используемые для реализации поставленных задач на уроке:

- функция ведения записей поверх выводимого изображения, а также функция сохранения полученного изображения на жестком диске компьютера. В первом случае делаются записи поверх страниц, карт, графиков и схем из учебника совершенно «безболезненно» - сами страницы при этом остаются не измененными, и их можно использовать на других уроках, но при необходимости результат можно сохранить. Сохраненный результат можно открывать на последующих уроках, чтобы продолжить работу с ним или же для повторения изученного материала. В идеале, такие файлы стоит записывать и передавать отсутствующим на уроках ученикам, при наличии у них компьютера, чтобы у них не было проблемы «отставания»;

-функция Drag and Drop (Тяни и бросай), когда мы «хватаем» мышкой какой-то объект и «бросаем» его в нужном месте экрана. Каждый пользователь ПК постоянно пользуется этой функцией, даже не замечая этого, однако часто кажется, что в созданной в PowerPoint презентации не хватает именно этой функции. Кто-то пытается устанавливать макросы и плагины – специальные программы, расширяющие стандартные возможности, для того, чтобы использовать Drag and Drop в обычной презентации. В программном же обеспечении доски такие функции предусмотрены по умолчанию. Эта функция может использоваться на уроках для классификации объектов, сравнения пунктов, задания условий заданий из выбранных. Очень эффективная функция, позволяющая сделать интерактивными большинство из заданий УМК;

-  функция обозначения соответствия между объектами или понятиями. На экране могут быть даны слова и описание этих слов или же изображения и их названия, а ученик с помощью линий может указать соответствие между ними.

- интерактивная доскаэто не статичное изображение, как текст в учебнике – учитель не только вправе, но и должен использовать визуальные эффекты для выделения главного на экране (заголовки, понятия и т.п., внедрять аудио и видео материалы пользующиеся большой популярностью у детей, позволяющие наглядно преподносить страноведческий материал и т.п.

  - система голосования, которая позволяет организовать обратную связь с учащимися с минимальными затратами времени.

Инновационность педагогического опыта: организация, обеспечение и внедрение интеграции принципов ЭФУ в образовательный процесс в условиях минимальной оснащенности. Попытка "оживить" учебник, сделать его интерактивным, интересным, нацелить учащихся на оптимальное восприятие материала, а соответственно, создание максимально эффективного урока.

Какие приемы и методики используются в разработке?

Особенность данной разработки заключается в том, что перед учеником стоит задача осуществить иноязычную коммуникацию, посредством имеющегося оборудования и ЭФУ, достичь цели урока в интерактивном режиме.

Работа по данной разработке предполагает использование следующих

методов:

-ознакомление с новыми лексическими единицами;

-прочтение или прослушивание текстов;

-моделирование своего высказывания;

-воспроизведение информации;

-анализ грамматических структур в косвенной речи и организация тренировки употребления данных структур в речи учащихся.

 

Электронный ресурс – презентация, интерактивные флипчарты созданные на базе заданий из учебника, Edmodo – электронная образовательная социальная сеть.

При организации урока реализуются следующие виды деятельности:

-познавательная деятельность, направленная на расширение

страноведческого кругозора;

-поисковая деятельность, связанная с нахождением нужной информации в

текстах на английском языке;

-аудитивная деятельность — прослушивание аутентичных текстов;

-обще учебная деятельность, т.е. универсальные школьные действия, способы получения и применения знаний.

     

Методы учения:

-организация учебного места участников образовательного процесса;

-электронная форма учебника;

-способы поиска информации, работа с интерактивной доской;

-навыки общения (монолог, диалог, способы слушать, задавать вопросы и

др.);

- система контроля и мониторинга качества знаний;

-самостоятельная работа с интерактивными упражнениями

-методы самоконтроля.

 

Каким образом разработка будет интегрирована в образовательный процесс и как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков? Хочу такой сайт

Итак, представленная разработка — это интерактивный урок английского языка в 8 классе по теме «Исполнительское искусство: кино». Урок проводится по плану в третьей четверти. Продолжается знакомство с культурой страны изучаемого языка через расширение лексического запаса по данной теме, заложенного в начальной школе. Урок строится на преподнесении языкового материала (лексика, тексты, презентации, аудиоматериал и др.), организованном особым (электронным) образом. Дополнительные возможности обеспечивает оцифрованный учебник благодаря интерактивной составляющей. Основная цель данного урока —создать благоприятные условия для развития умения рассказывать собеседнику о кинематографе, его истории, основателях и актерах (с опорой на речевой образец в объеме 7-8 фраз). В начале урока обязательно происходит «вырисовывание» проблемы. Целеполагание осуществляется совместно с учащимися на основе сформулированной проблемы. Учащиеся — активные субъекты собственной познавательной деятельности — понимают, какие конкретные знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, планируют способы и средства достижения поставленных целей.

 

В ходе решения задач, поставленных на уроке, учащимися достигаются

следующие результаты:

Предметные:

-умение составить рассказ с опорой на картинки; читать текст с

выборочным пониманием нужной или интересующей информации; умение

рассказать о кинематографе на английском языке;

-усвоение и знание основных значений, изученных ЛЕ;

-умение употреблять в речи косвенную структуру и применять правила

согласования времен на практике.

 

Метапредметные:

-развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с

информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и

фиксация информации;

-развитие смыслового чтения, включая умение определять тему,

прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам,

выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные,

устанавливать логическую последовательность основных фактов;

-умение обосновывать свою точку зрения;

-чтение текста с извлечением детальной информации/пониманием общего

содержания.

 

Личностные:

-умение использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни;

-расширение страноведческого кругозора.

 

Урок начинается с выведения презентации на рабочий стол учителя, которая транслируется на интерактивную доску.

Происходит знакомство с новыми фразами и словами в форме фонетической- речевой зарядок. Происходит естественная беседа между учителем и учащимися, когда педагог слышит, как дети произносят слова, дают ответы. Далее учащимся предлагается серия практических упражнений на подстановку изученных слов в предложениях по смыслу. Следующий этап — «вырисовывание» проблемы и выход на тему и цель урока. Через презентацию к уроку ученики знакомятся, вспоминают, узнают заставки знаменитых киностудий Голливуда, но приходит понимание того, что языковых средств недостаточно для передачи этой информации другому лицу. Созданная таким образом проблемная ситуация позволяет сформулировать цель урока: научиться рассказывать о кинематограе через усвоение новых тематических слов, выражений, грамматических структур. После этого учащиеся работают самостоятельно с текстом в учебниках. Выполняется интерактивное упражнение, где нужно наряду с прочтением тематического текста, употребить правильную лексико-грамматическую форму появляющегося на экране слова. Дети работают индивидуально. Ответы для самоконтроля выводятся учителем на экран по истечении времени, отведенного на выполнение этого задания, или комментируются устно. Далее следует блок аудирования. Данное упражнение имеет интерактивный характер с функцией "Поверь себя" через интерактивную систему контроля и мониторинга качества знаний (пульты).

Обучение устной речи происходит с опорой на тексты о "доме индустрии кино Америки" Голливуде. Текст имеет интерактивное упражнение с функцией "drag and drop". Поставленная задача — прочитать текст и составить высказывание в объеме 5-6-и предложений, описывающих современный кинотеатр. Ознакомление с тематической лексикой происходит в увлекательной форме. Упражнение для ознакомления со словами является интерактивным, у учащихся имеется прекрасная возможность, видя слова на экране, включать аудиозапись с ними, где дикторы-носители языка начитывают их. Далее следует тренировка и закрепление лексики на основе упражнения, имеющего интерактивный контент, где нужно сопоставить фрагменты из фильмов с их жанрами. Ознакомление с грамматической структурой «Косвенная речь» и согласованием времен. Здесь даны предложения на тренировку и закрепление употребления этой структуры. Установка на самостоятельную работу дома. Домашняя работа содержит два интерактивных упражнения с функцией проверки. На этапе рефлексии учитель предлагает ответить учащимся в интерактивном режиме, при помощи пультов, на вопросы:

-Могу ли я сейчас ответить на вопрос «Что я знаю о киноматографе?»

-Что помогало в развитии этого умения?

-Какие трудности остались сейчас? Как их преодолевать?

-Довольны ли вы своей работой и результатами? И т.д.

 

Учитель предлагает учащимся с целью самопроверки усвоения речевого образца вариант домашней работы на Edmodo.Использование этого электронного ресурса предоставляет учащимся возможность проконтролировать и оценить уровень усвоения нового речевого образца и умений употреблять его в речи.

 

Так как разработка является универсальной, то не только учителя английского языка, но и других предметов смогут применить методику, если:

-эта тема значима и востребована педагогом;

-учитель владеет навыками работы с интерактивной доской;

-учитель психологически готов и мотивирован на внедрение ЭФУ в образовательный процесс.

 

Интерактивизация учебников не требует особо владения компьютерными технологиями, "оживить" учебник легко, каждый учитель имеющий в арсенале интерактивную доску способен значительно повысить интерес к своему предмету используя представленную методику и базовый функционал программного обеспечения входящего в комплект досок, совершенно бесплатно. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.12.2018

Дата обновления: 04.12.2018

Дата публикации: 04.12.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89064472793

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».